Капиюва. Властелин травы
Статья "Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?"
В.Р. Дольник, биолог, орнитолог, член-корр. РАЕН, профессор
Здесь, например - vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/SEX.DOL/DOLSEX.H...
Цитата:
"...Мыслители XIX века полагали, что изначально у первобытного человека существовал промискуитет - беспорядочное спаривание всех со всеми. Теперь мы знаем, что это неверно. Во-первых, у ребенка ярко выражена инстинктивная потребность иметь не только мать, но и отца; значит, какой-то отец всегда был. Во-вторых, человек - очень ревнивое существо, и инстинкт этот явно древний; при промискуитете мужчины постоянно бы дрались, женщины тоже конфликтовали бы, да и между полами наблюдалось бы больше стычек, чем любви. В-третьих, при промискуитете мать выращивает детей одна, без помощи мужчины, а это первобытной женщине, жившей собирательством, было бы непосильно".
Ну, нельзя же, наверное, так-то уж... :(((((


Не так давно натолкнулась на оценку "концепции" В.Р.Дольника - небезупречно, конечно, но все же, пускай уже тут будет (да и название хорошее :)) ):
Б.Шипов «Беда, коль пироги начнет печь сапожник…» scepsis.ru/library/id_1412.html
Е. Панов "Мифология в этологии" scepsis.ru/library/id_503.html

@темы: чужое, нытье

Комментарии
16.11.2010 в 16:34

...и возблагодарим Господа за языковый пруд, к которому мы все спускаемся, чтобы напиться.
Матчасти никакой :-(

Первобытный человек жил кучей, общиной, племенем, родом - как хотите назовите. Посему и выжил, так как собща сподручнее, да и общий опыт передавался быстрее, что для короткого срока жизни было немаловажно. Поэтому ни о какой матери одиночке разговора идти не может в принципе. Детей воспитывали все.
16.11.2010 в 18:34

фигасе насколько орнитолог не в теме
с птичками что ли всю жизнь разговаривал
вообще то промискуитет и есть реакция на драки
типа пусть бабы будут общие
пока мы не поубивали друг друга
16.11.2010 в 18:50

Sans une révolution Red Lady of the Sith
Можно мне у себя процитировать и развить тему в шовинистическм )))) ключе?
16.11.2010 в 18:52

Капиюва. Властелин травы
Mara_Jade_Palpatyne, да на здоровье - это ж не моя статья, к счастью. :))))))
А шовинизм у вас какой будет: мужской или женский?
16.11.2010 в 19:13

Sans une révolution Red Lady of the Sith
Джордано Трудноописуемый. Можете считать, что мужской. )))
16.11.2010 в 19:17

Капиюва. Властелин травы
Mara_Jade_Palpatyne, спасибо, буду считать так. Тогда эта статья подойдет. Только она не очень хорошая. :(
27.11.2010 в 12:05

Н-дааааа. Ну и статейка. А ещё член-корр! Интересно, а, например, хотя бы про Л. Г. Моргана он вообще никогда не слышал?
27.11.2010 в 12:25

Капиюва. Властелин травы
_Eroica_, у меня даже что сказать на эту статью не нашлось. :(
29.03.2011 в 22:12

РАЁН такой РАЁН!
06.09.2011 в 20:03

Ну, нельзя же, наверное, так-то уж... :((((( Согласен, аргументация далека от научной. Знакомые этнологи, когда речь зашла о Л.Г.Моргане, Ф.Энгельсе и промискуитете, высказывались в том смысле, что Морган эту идею высказал гипотетически, а Энгельс развил, потому что ему нужна была стройная логическая последовательность эволюции института семьи. То есть тезис о первобытном промискуитете изначально был обоснован не фактами, а логикой. А этнографические исследования ХХ века (тот же Б.Малиновский) ни в одном первобытном племени, дожившем до наших времён, промискуитетных отношений так и не обнаружили...

Джордано, Sorry, что влез в обсуждение - тема показалась интересной.:)
06.09.2011 в 20:07

Капиюва. Властелин травы
Groemlin, да влезайте на здоровье, буду рада. :)
Это уже не первая статья этологов и прочих биологов, пишущих про социальные явления, от которой за голову хочется хвататься. Все-таки не всегда интеграция наук идет с адекватными результатами. :(
06.09.2011 в 20:12

Джордано, спасибо.:)
"Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник". Степень успешности интеграции зависит от знания предмета.:)Разве что у Л.Н.Гумилёва интеграция истории и географии получилась - хотя тоже с оговорками..
06.09.2011 в 20:18

Капиюва. Властелин травы
"Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник"
Groemlin, собственно, одна статья на эту тему так и начиналась. :)
Хотя - на таких примерах хорошо видно, что значит "ментальность" применительно к специальности, и видится разница методологий.
06.09.2011 в 20:25

Джордано, да. Разница часто наблюдается даже у представителей одной науки - только разных школ и поколений.:) Хотя, скажем, союз физики, математики и философии в одной голове (как у Карнапа или Витгенштейна) иногда даёт неплохие побеги.:)
06.09.2011 в 20:31

Капиюва. Властелин травы
Groemlin, наверное, дело не только в методологии или специализации, но и в личности.
Витгенштейн - конечно. :) Да хоть бы и Декарт, чтоб долго не искать. :)
Но биологи все равно страшные люди. :)))
06.09.2011 в 20:42

Джордано, согласен. Важно, кто этим занимается.:)
Помилуйте, неужели все-все биологи? Конрад Лоренц мне казался вполне приличным человеком. Правда, он людьми не занимался.;) Уж не знаю почему, но далеко не все биологи любят людей...
06.09.2011 в 20:48

Капиюва. Властелин травы
Конрад Лоренц мне казался вполне приличным человеком. Правда, он людьми не занимался
Groemlin, не, он замечательный! Но все про инстинкты и про инстинкты. :)))
А людьми - насколько я помню, было у него и про людей, кажется...
далеко не все биологи любят людей.
Может, для них люди видятся лицемерными животными, и потому противно и скучно? :)
06.09.2011 в 20:54

Джордано, про людей у Лоренца не помню. Надо будет пересмотреть.

По этому поводу я разговаривал с несколькими (один - спец по морским беспозвоночным, другой - по змеям). Поразило, что люди, не знающие друг друга, в один голос сказали - да, люди им неприятны и неинтересны. Больше того, цитирую, им не нравится человеческий эгоизм, если не сказать шовинизм - воображать себя пупом земли, являясь всего лишь одним из сотен тысяч видов, далеко не самым интересным и многочисленным. Такая вот логика.:)
06.09.2011 в 20:59

Капиюва. Властелин травы
далеко не самым интересным и многочисленным
Groemlin, :))) Забавно. :)
Хотя, возможно, гуманитариям и было бы полезно иногда вот такое послушать.
06.09.2011 в 21:02

Джордано, перекрёстное опыление;) мне вообще кажется полезным. Не только и не столько со знаниями познакомиться, сколько с людьми, думающими и видящими мир по-другому. После этого и в собственной голове что-то начинает щёлкать более осмысленно.:)
06.09.2011 в 21:09

Капиюва. Властелин травы
Groemlin, согласна. :)