Капиюва. Властелин травы
Прочитала "Сказку о мачехе" spanj'и здесь www.diary.ru/~spanja/p85585006.htm
Много думал (с).
Зацепило очень, причем не одним крючком.
Первый - это "женскость". Там нет бесполых существ, нет андрогинов ни в каком из смыслов, нет людей "посередине". Это женский текст о женщинах и именно о них.
Догадываюсь, что это совсем и только мое, но - какой интерес читать о существах "третьего пола", а точнее без пола вообще? Фемслэш - о женщинах, которые женщины. Либо о женщинах, одна из которых как мужчина (то есть маскулинна) - но не посередине. Фемслэш интересен этой игрой полов - в разных персонажах или в одном, но не стиранием пола вообще, потому что тогда сама идея фемслеша, по-моему, теряет смысл.
А второй крючок - это жестокость, причем жестокость тоже женская и весьма специфическая. И если первый крючок цепляет мягко и тянет приятно, то второй впивается и от него очень неуютно.
Это жестокость "ради развлечения". Жестокость женщин, которые не привыкли сдерживать себя, для которых собственное желание - закон их вселенной. Жестокость своеобразного эмоционального эгоцентризма, когда мир (волевым решением, собственным, вероятнее всего, осознанным выбором) вращается вокруг собственных желаний. Бессознательное, которому Эго служит рабски и откровенно.
Жестокость и насилие бывают разными.
Есть жестокость и насилие игрой - БДСМ по всем правилам добровольности и безопасности: его прелесть в том, что ощущение насилия всегда замкнуто в рамки безопасности. Эдакая вакцина - то же самое, но под контролем, без страха и необратимости. С физической болью оно вообще идеально - ее можно ощущать во всех оттенках, "игровой" момент почти не изменяет самих ощущений.
Есть насилие и жестокость как болезнь - когда причиняющему боль самому плохо, а желание причинить боль - выверт кривизны того, кто его испытывает. Это печально и местами страшно, но имеет смысл, потому что иллюстрация, потому что "невольно".
А есть то самое насилие игрой, скукой и сознательным позволением, разрешением себе перейти грань, отменить табу. Не выгибаясь в собственных корчах боли обнаружить, что граница осталась позади, а ты и не заметил, когда и как - а именно переступть, со смесью любопытства и волнения, прикусив губу и наслаждаясь каждым моментом, ставя лакированные лодочки как можно дальше от границы, чтобы было ясно, что это не ошибка, и после, повернувшись к зрителям, присесть в кокетливом реверансе.
Это последнее насилие - очень женское. Мужское насилие целенаправленно, оно имеет цель и бьет - женское же насилие каприз, "потому что хочется", оно царапает и впивается.
И "Сказка о мачехе" - именно о таком насилии. Она женская от первой до последней строки, этим она потрясающа - и этим же отвратительна.
Сказка для взрослых о том, какими бывают женщины, когда не хотят быть "посередине".
Много думал (с).
Зацепило очень, причем не одним крючком.
Первый - это "женскость". Там нет бесполых существ, нет андрогинов ни в каком из смыслов, нет людей "посередине". Это женский текст о женщинах и именно о них.
Догадываюсь, что это совсем и только мое, но - какой интерес читать о существах "третьего пола", а точнее без пола вообще? Фемслэш - о женщинах, которые женщины. Либо о женщинах, одна из которых как мужчина (то есть маскулинна) - но не посередине. Фемслэш интересен этой игрой полов - в разных персонажах или в одном, но не стиранием пола вообще, потому что тогда сама идея фемслеша, по-моему, теряет смысл.
А второй крючок - это жестокость, причем жестокость тоже женская и весьма специфическая. И если первый крючок цепляет мягко и тянет приятно, то второй впивается и от него очень неуютно.
Это жестокость "ради развлечения". Жестокость женщин, которые не привыкли сдерживать себя, для которых собственное желание - закон их вселенной. Жестокость своеобразного эмоционального эгоцентризма, когда мир (волевым решением, собственным, вероятнее всего, осознанным выбором) вращается вокруг собственных желаний. Бессознательное, которому Эго служит рабски и откровенно.
Жестокость и насилие бывают разными.
Есть жестокость и насилие игрой - БДСМ по всем правилам добровольности и безопасности: его прелесть в том, что ощущение насилия всегда замкнуто в рамки безопасности. Эдакая вакцина - то же самое, но под контролем, без страха и необратимости. С физической болью оно вообще идеально - ее можно ощущать во всех оттенках, "игровой" момент почти не изменяет самих ощущений.
Есть насилие и жестокость как болезнь - когда причиняющему боль самому плохо, а желание причинить боль - выверт кривизны того, кто его испытывает. Это печально и местами страшно, но имеет смысл, потому что иллюстрация, потому что "невольно".
А есть то самое насилие игрой, скукой и сознательным позволением, разрешением себе перейти грань, отменить табу. Не выгибаясь в собственных корчах боли обнаружить, что граница осталась позади, а ты и не заметил, когда и как - а именно переступть, со смесью любопытства и волнения, прикусив губу и наслаждаясь каждым моментом, ставя лакированные лодочки как можно дальше от границы, чтобы было ясно, что это не ошибка, и после, повернувшись к зрителям, присесть в кокетливом реверансе.
Это последнее насилие - очень женское. Мужское насилие целенаправленно, оно имеет цель и бьет - женское же насилие каприз, "потому что хочется", оно царапает и впивается.
И "Сказка о мачехе" - именно о таком насилии. Она женская от первой до последней строки, этим она потрясающа - и этим же отвратительна.
Сказка для взрослых о том, какими бывают женщины, когда не хотят быть "посередине".
LantanaA почему?
Спасибо.
Так я не люблю фем. Вот у хозяйки этого дайри читала, но я ее как автора очень уважаю.
А еще я с большим сомнением отношусь к играм с насилием в фиках. Если оно не убедительно, то на хрен надо, а если убедительно, то чаще всего сильно угнетает.
Исходя из ваших слов, насилие в моих опусах, конкретно, в вышеупомянутой сказке сильно угнетает? Признаться, я второй раз в жизни об этом слышу... не считая далекого детства, когда меня уводили от телевизора. Любопытный факт)))
Вопрос: почему насилие угнетает? Достоверное, почти что физически ощутимое, качественно (или, по крайней мере, очень старательно) прописанное.
Безопасное насилие, в котором никогда не окажешься на месте жертвы - а всегда стоишь осторонь и с любопытством подглядываешь в замочную скважину за чужими страданиями и весельем. Почему такое насилие не кажется вам прекрасным?
Безопасное насилие, в котором никогда не окажешься на месте жертвы - а всегда стоишь осторонь и с любопытством подглядываешь в замочную скважину за чужими страданиями и весельем. Почему такое насилие не кажется вам прекрасным?
spanja, насилие - оно же не столько "по типам" (вот этот тип - нам не грозит, вот этот - тоже нет и т.д.), сколько вообще... подход к человеку, что ли, вне зависимости от того, сексуальное оно, физическое, психологическое или еще какое... И, соответственно, описание любого насилия (если оно достоверно психологически, антураж роли не играет) в очередной раз возвращает к мысли, что такое вообще бывает, а мысль весьма неприятная.
Нет, в насилии есть свой элемент привлекательности, и описание может его усилить (или убить намертво) - но тут уже вопрос текста, а кроме того, самого читающего человека, куда его качнет в восприятии.
По крайней мере, мне так кажется.
spanja, для зрителя? Я согласна.
Но оно одновременно напоминает зрителю (по крайней мере, некоторым) о том, что такое бывает не только на экране и в книге, но и в жизни - а это печалит.
А вообще - у Кинга, кажись, где-то было, что в каждом из нас сидит эдакое желание, когда мы видим труп, закрытый простыней, эту простыню приподнять и посмотреть. Наверное, это (желание поглядеть на "чужое" страшное или не очень насилие) чем-то сродни.
gloriaskott, наверняка.
ЗЫ: я не сравниваю себя с гением)) Просто к слову пришлось.
А тут сама ситуация несколько другая.