Капиюва. Властелин травы
Интересно, обнаженный человек вне эротического контекста вообще воспринимается как человек? Вот если без сознательного усилия, просто сходу?
Обычно, когда речь идет об обнаженном теле, ему ведь все равно оставляют что-то внешне-нетелесное, искусственное: украшения, элементы одежды, хотя бы фон фотографии или видео. А если этого не будет, если останется только тело? И заодно, останется ли тогда индивидуальность (не в самом общем смысле)? Может ли человеческая индивидуальность проявляться только через тело, вне всего остального?
И еще интересно, писал ли кто-нибудь что-то художественное про натуризм.
Обычно, когда речь идет об обнаженном теле, ему ведь все равно оставляют что-то внешне-нетелесное, искусственное: украшения, элементы одежды, хотя бы фон фотографии или видео. А если этого не будет, если останется только тело? И заодно, останется ли тогда индивидуальность (не в самом общем смысле)? Может ли человеческая индивидуальность проявляться только через тело, вне всего остального?
И еще интересно, писал ли кто-нибудь что-то художественное про натуризм.
Но там скорее про возврат к природе
А про тело - в моем понимании обнаженный человек вне эротического контекста - это или больной на приеме или выживший в катаклизме
И еще: индивидуальность голому телу придают приметы возраста
l-m, а хоть примерно название или где искать не вспомните?
обнаженный человек вне эротического контекста - это или больной на приеме
Но, кстати, даже на приеме ведь обычно не требуется раздеваться полностью.
или выживший в катаклизме
индивидуальность голому телу придают приметы возраста
Но это получится именно телесная индивидуальность (того же плана, что и пропорции тела, цвет глаз и проч.), "организменная" в каком-то смысле. А именно индивидуальность человека как человека, "личностная", что ли?
Про отпечаток личности на теле - мне приходчт в голову прическа, пирсинг и татуировки
l-m, спасибо огромное!
мне приходят в голову прическа, пирсинг и татуировки
Ага, согласна. Т.е., по сути, модификации тела. В принципе, логично.
Какая красивая схема получается!
Groemlin, так это ж все не "человеки" в смысле субъектов. С трупом понятное дело, но ведь и пациент, особенно совсем голый - он же, подозреваю, именно как тело воспринимается, а не как... субъект, Другой и т.д., как это обозвать-то поадекватнее?
И, кстати, так ли часто врач видит абсолютно голое тело, прямо чтобы вообще без всего, даже без простынки какой или носков там?
спортсмены в раздевалках как-то не замечены в массовых эротических домогательствах и изнасилованиях
Так я ж не про то, что любое обнаженное тело эротизировано и вызывает желание. Я про то, что совершенно голый человек не воспринимается как человек, субъект, Другой и т.д. Т.е. вот в процессе секса и около него - воспринимается (и то вопрос), а вне этого, когда просто так совсем голый?
И, кстати, так ли уж спортсмены в раздевалках прямо вот совсем голыми ходят?
С тех пор что, анатомия человеков изменилась?
Да куда ж она денется, та анатомия?
Воспринимается как пациент, а не как "человек", тем более с правами и свободами.
так ли часто врач видит абсолютно голое тело
Начиная с первого курса - с поголовной и обязательной практики в моргах и прозекторских. Стесняющиеся и блюющие отсеиваются быстро. Остаются будущие и начинающие медики. Живое любопытство и эротические шуточки при рассматривании и кантовании несомненно женского или мужского тела с болтающимися атрибутами, виденными впервые в жизни, довольно быстро сменяются обычным рутинным равнодушием и здоровым профессиональным юмором.
так ли уж спортсмены в раздевалках прямо вот совсем голыми ходят? ))
В античных гимнасиях вообще голышом тренировались. В современной раздевалке или бане - ну представьте десяток-два-три усталых раздраженных и задолбанных морд, которые друг друга видали во всех видах, и которым нужно в условиях очереди в общую душевую смыть пот и переодеться. Какая уж там эротика, какая уж там стеснительность
Резюмируя
совершенно голый человек не воспринимается как человек, субъект, Другой и т.д.
Всё зависит от рамок и от контекста. Вне их человек/птичка/рыбка/каменюка вообще не воспринимаются ни как объект, ни как субъект, ни как деталь пейзажа. Этот контекст и рамки ему нужно дать/показать/объяснить, - тогда он поймет, как на них реагировать. Пиаже это выяснял на своих исследованиях психологии детей 3...5..7 лет.
Опять же - хрестоматийный пример с английскими или голландскими моряками где-то в Океании; десятки лет проплывая на своих кораблях мимо какого-то задрипанного острова, они однажды по какой-то нужде на него высадились со шлюпок, и только тут островитяне-туземцы их заметили и опознали как людей. Проплывающие в прямой видимости острова десятки лет странные деревянные конструкции туземцы в прямом смысле слова не видели, не замечали, - как "слепое пятно", потому что не могли соотнести ни с одним знакомым им по масштабу, размеру и назначению объектом.
Groemlin, так, собственно, о чем я и говорю.
Начиная с первого курса - с поголовной и обязательной практики в моргах и прозекторских.
Живое голое тело!
В современной раздевалке или бане - ну представьте десяток-два-три усталых раздраженных и задолбанных морд, которые друг друга видали во всех видах, и которым нужно в условиях очереди в общую душевую смыть пот и переодеться. Какая уж там эротика, какая уж там стеснительность
Дык, мы ж не про эротику и не про стеснительность!
В античных гимнасиях вообще голышом тренировались.
Так там и по улицам ходили не совсем так, как мы.
Всё зависит от рамок и от контекста.
Но ведь именно это и интересно. Я, наверное, плохо сформулировала: человек имеется в виду современный околоевропейский (не бушмен и не эллин, конечно), а ситуация - любая для него. Т.е. вот современный околоевропейский, ну, пусть "среднестатистический" человек как привык воспринимать наготу. Ясно, что индивидуальные вариации будут максимально разные. У каких-нибудь нудистов восприятие, скорее всего, будет сильно отличаться и проч. Но вот именно среднесовременное: насколько столкновение с чаще всего непривычной наготой меняет восприятие другого человека (не в психологическом смысле как индивидуального другого, а в общем, ну, в общефилософском, допустим).
А что оно должно менять?
Groemlin, ну, как-то грустно закончить рассуждение констатацией того, какие люди узколобые и как они всех за все осуждают.
А что оно должно менять? По умолчанию любое отличающееся от привычных ему вида и поведения вызывает
Мне кажется, есть некоторая разница, идет речь о поведении, внешности или о чем-то еще, причем и параметры отличия тоже играют роль. Но настаивать не буду.
И, кстати, вгонять объект в понятные и привычные рамки тоже ведь можно по-разному и для этого могут понадобиться специальные, отличающиеся в разных ситуациях усилия.
Джордано, можно.
и как они всех за все осуждают.
Я не сказал, что всех, и не сказал, что за всё. Но и проблема, и спор очень давние. Нынешний тренд толерантности ничуть их не решил и не поменял. Из анекдота викторианских времен - некая дама соглашалась любить тихоокеанских дикарей - но при условии, что они будут одетые и причесанные.
Groemlin, совсем глобально - не поменял, ага. Что до биологичности - не очень люблю такой контекст, потому что, с одной стороны, да, от своей биологии мы никуда не денемся (хотя в чем она, насколько пластична и каковы ее границы - большой-большой вопрос), а с другой, сейчас разговоры о биологичности или биологической основе чего-либо чаще всего превращаются в такое "ширпотреб-Объяснение Всего" под соусом эволюции и биологической целесообразности.
Сам принцип отторжения не-своего
С другой стороны, а почему речь зашла сразу же про отторжение? Есть ведь и другие варианты от восторга до глубокой задумчивости.
некая дама соглашалась любить тихоокеанских дикарей - но при условии, что они будут одетые и причесанные
И вот это, да, в околополитическом смысле ничуть не изменилось, пусть речь и идет уже не о тихоокеанских дикарях.
Есть. Но там уже надо копать мотивацию на уровне, до которого я сейчас еще не дорос