Читала лекцию
Т.В.Черниговской "Как мы мыслим? Разноязычие и кибернетика мозга" здесь:
www.polit.ru/lectures/2009/11/24/brain.htmlНаткнулась на слова:
читать дальшеЕще есть одна очень важная вещь, о которой в последние годы очень много пишут. Это то, что у человека (а вот сейчас и это начинает подвергаться сомнению) есть способность, которую многие до сих пор считают только человеческим свойством, – строить модель психики «другого». Другого с большой буквы. Вообще любого Другого. Это по-английски называется “theory of mind”. На самом деле, даже неизвестно, как это на русский переводить, потому что это точно никакая не теория сознания, это способность войти в психику другого человека и представить, что он в этот момент думает о вас, о картине мира и т. д., и подстроить свое поведение под конкретного Другого. И это является, на самом деле, основой успешной коммуникации. Это нарушено при всем спектре аутизма в большей или меньшей мере и у пациентов с шизофренией. И, более того, это не сразу появляется у детей. Раньше трех лет этого вообще ждать нельзя. Классические работы говорят о том, что это 4-5 лет. У ребенка начинается период, когда формируется такая способность. Кстати говоря, это совпадает со временем, когда дети начинают лгать, и серьезные детские психологи говорят, что это очень хороший когнитивный показатель. Понятно, что говорить нужно правду, но разговор идет не об этом, а о том, что если ребенок способен к вранью, то это значит, что он хорошо развивается когнитивно, и что он как раз способен к этому «theory of mind». Т.е. он догадывается о том, что то, что знает он, не обязательно знает еще кто-нибудь другой. А маленькие дети, те которые младше, считают: что знают они, то знают все, – они никакой этой поправки не вносят. На самом деле, это очень важная, серьезная тема, просто, повторяю, нет возможности сейчас говорить об этом.И подумалось, что, собственно,
всю культуру можно (со всеми скидками и нестрогостями) считать эдакой системой и искусством вранья. Животные максимально искренни, они ничего не скрывают, ибо не умеют (в них все - для какой-то информации: запах, поза, мимика и т.д. Хамелеоны всякие - скорее исключение, и там все равно "вранье" - для врагов только.). И в нас самих то, что "выдает вранье" - это как раз мимика и прочая невербальность, сердцебиение, потоотделение и т.д., то, что в нас животного осталось, что с ними общего. А то, что сугубо наше - речь, - оно замечательно приспособлено для лжи.
А у В.В.Розанова в "Мимолетном" на эту тему было красиво про то, что ложь - это такая защита: "Ложь - защита моей свободы, моего "я", моей личности, моей интимности. ... Господи! Я лгу - и я свободен. Господи! Я лгу - ибо я человек". И еще много про нее было.
А у А.Камю в "Падении": "...если все примутся откровенничать, раскрывать свои подлинные занятия, свою личность, некуда будет от стыда деваться ! Вообразите себе визитную карточку, на которой напечатано: "Дюпон - философ и трус", или "стяжатель и христианин", или "гуманист и прелюбодей". Выбор богатый. Но это был бы сущий ад! Да-да, в аду так и должно быть: улицы с вывесками и никакой возможности вступить в объяснение. Ярлык повешен раз и навсегда".
Речь тут, конечно, не совсем о том же - но суть одна: полная правда - ад для человека, потому что "не человеческая" по природе.
И еще, наверняка, было у кого-то.